Источник: https://1.86371.3535.ru/7429/7439/

Классный руководитель 4 «А» класса

                                                        Шаркова Людмила Васильевна

 


Классный час «Маленькие патриоты большой страны»

(нравственно-патриотическое воспитание)



Цель:помочь ученикам начальных классов понять, что такое патриотизм, и выработать план практических действий.
Задачи:

  1. Привить основные формы уважения к символам Российской Федерации.
  2. Дать определение понятию патриотизм и патриот.
  3. Развить навыки групповой (коллективной) работы.
  4. Воспитать чувство личностной значимости для Родины и навык правильного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Личностные  УУД.

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.

Познавательные УУД.

Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.

Регулятивные УУД.

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности.

Коммуникативные УУД.

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.


Оборудование:
мультимедийный компьютер, проектор, колонки, разноцветные полоски из картона для каждой группы обучающихся, кроссворд, листы и ручки, список дел, выставка рисунков «Люблю Россию», газета «Маленькие патриоты большой страны», презентация.

 


Сценарий мероприятия.

  1. Организационный момент.

Слайд 1. «Приветствие»
(Учитель с улыбкой и в позитивном настроении)
Добрый день, ребята! Как ваше самочувствие? Как ваше здоровье?
(Дети отвечают хором)
Отлично!
А теперь повторяйте движения за мной и внимательно слушайте:
Поднимем руки вверх, друзья, (поднимают над собой)
Сегодня мы одна семья, (складывают две руки вместе)
Сплотим наш вековой союз:
Любви, поддержки, добрых чувств! (Аплодируют себе и началу мероприятия)

Молодцы, ребята!

  1. Постановка цели, мотивация деятельности.
    Где мы с вами живём?
    (Ученики отвечают)
    Молодцы, все правильно, но давайте начнём сначала.

Слайд 2-5. «Природа России»
Где мы с вами живём?
На планете Земля.
Знаешь ты это, знаю и я.
Есть на планете чудесное место:

Страна, где не может быть скучно и тесно,
Огромная площадь и много народов,
И самая чудная в мире природа.
И кто мне ответит, я только спросила:
Страна эта наша родная……???
(Дети отвечают хором РОССИЯ)

 

Слайд 6. «Россия»
Россия!!! Молодцы! Мы живем в прекрасное время, в прекрасной стране…
Кто знает, какие еще названия есть у нашей Родины?
Россия, РФ, Русь, Отчизна, Отечество.
Какие красивые слова мы с вами произнесли!

Скажите ребята, а что такое любить свою Родину? Это как? Наша с вами цель сегодня понять, что же это такое: любить свою родину.
Учитель внимательно слушает ответы учеников, поясняет их, если нужно.

 

Чтобы понять, кто из вас ближе всех к правильному ответу, давайте поиграем:
Вот у меня разноцветные полоски, я раздаю вам их на каждую парту, а вы должны выбрать, что подходит под определение, что такое любить родину, а что нет.

 

Фиолетовая – отдавать родине всю зарплату.
Зеленая – не врать друзьям.
Красная – служить интересам родины.
Белая – уметь жертвовать чем-то ради блага России.
Синяя – уважать историю, традиции и культуру своей страны.
Жёлтая – не обижаться по пустякам.

 

Ребята, вы молодцы. Выбрали правильные ответы, а теперь переверните их, что вы можете сказать о тех цветах полосок, которые вы выбрали?

Да, это белый, синий и красный…
Что это вам напоминает? Ребята, это же цвета флага нашей родины. Сложите их у себя на партах в нужной последовательности. Молодцы.

 

Слайд 7-9 «Флаг России», «Герб России», «Гимн России».

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Ребята встают и поют гимн.
Садитесь мои соотечественники…

Слайд 10 «Соотечественники».
Ребята, почему я вас назвала таким словом – соотечественники?
Правильно, у нас общее Отечество, одна Родина – Россия.
(Учитель вывешивает  табличку с надписью Πατριώτης)
Что же это за слово такое?
Давайте попробуем найти ответ в кроссворде, что у вас на партах …
(Дети, соревнуясь по группам, разгадывают кроссворд)
Слайд 11-22. «Кроссворд».

  1. Успешный финал России в Великой Отечественной войне.
  2.  Русский народный музыкальный инструмент.
  3. Синоним к словам: Родина, Отчизна.
  4. Отважный человек, совершающий подвиги.
  5. Русское мужское имя, персонаж сказок.
  6. Страна, наша Родина.
  7. Президент нашей страны.
  8. Торжественная песня, символ государства.
  9. Дерево, неофициальный символ нашей страны.
  10. Родной человек.


Смотрим, что получилось за слово? Патриотизм. Что это мы нашли? 
Именно это слово на табличке. Почему?

Перевернем табличку (на обратной стороне слово СООТЕЧЕСТВЕННИК)

Патриотизм – слово, заимствованное из греческого языка и обозначает соотечественник, а мы знаем, что это те, кто живут в одном Отечестве!
А что же значит слово патриотизм?
Переверните обратно полоски с нашим государственным триколором. А вот он и ответ на наш вопрос. 

Итак, патриотизм – это любовь к родине. А ещё, продолжайте ребята…

 

(Ученики отвечают, читая на полосках:
желание служить интересам родины, уважение к своей истории, традициям и культуре, умение подчинить свои интересы государственным.)
А патриот, это кто?

Слайд 23. «Патриотизм, патриот»
Чувство патриотизма у нашего народа особенно проявилось в годы ВОв. В час испытаний обыкновенные мальчишки и девчонки показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Отечеству.

 

Слайд 24. «Четверостишие»

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны,
Были настоящими героями.
(Р.Рождественский)

 

Слайд 25-28. «В.Дубинин, З.Портнова, В.Черевичкин. Прабабушка М.Хомутова»

 

Рассказы детей о маленьких героях ВОв.


      Пионер Володя Дубинин сражался в партизанском отряде. Он подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Володя был самым маленьким в отряде, и ему удавалось пробираться везде незамеченным врагами. Уже после освобождения города Керчь Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик был посмертно награждён орденом Красного Знамени.


     Зина Портнова во время Великой Отечественной войны была членом подпольной организации «Юные мстители». Работая в столовой, по заданию подполья отравила пищу немецких офицеров. Во время разбирательств, желая доказать фашистам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. На одном из допросов,  схватив со стола пистолет, застрелила гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. Замучена и расстреляна в тюрьме. В Санкт-Петербурге есть улица Зины Портновой.

      Ещё до начала войны Витя Черевичкин, как и многие его ровесники, любил гонять голубей.  Птицы были  вместо почтальонов. Однажды  юный разведчик написал записку с важными сообщениями, привязал ее к лапке рыжего голубя и подбросил своего любимца вверх. Но мальчика увидел фашистский офицер, и вместе с солдатом они схватили его и отвели в немецкий штаб. Там, угрожая пистолетом, Витю били, топтали ногами, но никакие пытки не могли сломить его волю. Он  молчал. А вечером подростка повели в сторону Дона. Он шёл, тяжело передвигая ноги. Но голову держал высоко. Слышен был грохот наступления нашей армии. Витин голубь долетел до Батайска. Рвались снаряды и бомбы в тех точках, которые указал он, юный разведчик Витя Черевичкин. В Ростов вернулись советские войска, и юного  героя с воинскими почестями похоронили в братской солдатской могиле.

Рассказ обучающейся 4 «А» класса Семикиной Дарьи.

      Моя прабабушка Хомутова Мария Семёновна родилась  в селе Средний Егорлык. В годы Великой Отечественной войны она, отдавая все свои силы, работала в Целинском детском доме прачкой. В те времена было очень тяжело. А когда фашисты захватили Целину, моей прабабушке приходилось прятать еврейских детей в больших кастрюлях и под кровати. Кормить детей тогда было нечем. Работники детского дома ездили в город Матвеев-Курган получать кукурузу в обмен на талоны питания. Меняли кусочек  мыла на буханку хлеба у солдат, чтобы накормить детей. Прабабушка Маруся очень переживала за детей. Она думала только о том, как сохранить им жизнь, чтобы у нашей Родины было счастливое будущее.

     Вспомните доблестных защитников России. (Невский, Суворов, Кутузов, Жуков, Минин и Пожарский и др.)

     Каким словом всех их можно назвать? (Патриоты)

Слайд 29 «Полководцы»

     Может ли проявляться патриотизм в мирное время? (Да.)

     Приведите примеры. Назовите патриотов. (Пушкин, Ломоносов, Гагарин, Чайковский, Левитан, Путин, Терешкова, Третьяк и др.)

 

Слайд 30 «Великие имена России»

     Итак, подведём итог своим теоретическим знаниям.

Стих.

Кто же это - патриот?
Это, знаете ли, тот,
Кто работы не боится,
Кто учиться не ленится,
Тот, кто ценит мать с отцом,
Свою Родину, свой дом.
Кто же это – патриот?
Тот, кто рядышком живёт,
Кто придёт к тебе на помощь,
Кто напомнит, коль не вспомнишь,
Что Россия – общий дом,
Дом, в котором мы живём!

 

    Кто готовится стать патриотом?
Правильно! Это мы с вами!
Слайд 31 «Фото класса».

Строевая песня «Служить России».

Видео.
Как вы думаете, ребята, это важно быть патриотом? Нужно ли это вам? (Да)

Тогда составим список дел «Маленьких патриотов большой страны»

Работаем в группах по направлениям.

1. Про учебу и работу мы все поняли! Учение – свет, ведущий к победам и профессионализму. Получив профессию, мы сможем помочь нашей родине во многих ее достижениях, в этом и есть патриотизм. 

Читаем «Кто работы не боится, кто учится не ленится». Работа и учёба синонимы слова ТРУД.
Правильно ТРУДОВОЕ.


2. Дальше «Тот, кто ценит мать с отцом, Свою Родину, свой дом»…Это о чем речь? О семье, конечно же.


Второе направление в деле патриотизма назовем как?

Правильно СЕМЕЙНОЕ


3. Дальше читаем «Кто придет к тебе на помощь». А это о чем? Как мы назовем это направление? Я предлагаю слово СОЦИАЛЬНОЕ.


Раздаю вам приблизительный список, который у меня есть, вы выберете из него и добавите свои дела, акции и мероприятия, которые мы можем провести на благо нашей Родины.
Давайте отберём самые важные дела, запишем или напечатаем их, вывесим в классе, составим график их выполнения и назначим ответственных. И теперь дело патриотизма и любви к родине обретет реальные очертания.

Список дел «Маленьких патриотов»:

  1. Изготовление кормушек и скворечников.
  2. Благотворительная помощь больным детям.
  3. Трудовой десант – уборка вокруг школы.
  4. Спектакль в детском саду.
  5. Акция «Древонасаждение».
  6. Альбом памяти «Моя семья и Великая Отечественная война»
  7. Акция «Поздравь ветерана».


Ребята вместе с учителем работают, составляют посильную программу работы «Маленьких патриотов» и вывешиваю красивый план работы на доску.

  1. Рефлексия


Ребята мы с вами хорошо потрудились сегодня, и в конце мероприятия пусть встанут те, кто доволен собой, понял значение слова патриотизм и хочет стать патриотом России.
(Учитель проводит анализ ситуации)

Поднимем руки вверх, друзья, (поднимают над собой)
Сегодня мы одна семья, (складывают две руки вместе)
Сплотим наш вековой союз:
Любви, поддержки, добрых чувств!                                                                         (Аплодируют себе и окончанию мероприятия).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Целинская средняя общеобразовательная школа №1

Адрес: Ростовская область, п. Целина, ул. Советская, 12

Тел./факс. 9-10-30, 9-13-63

Адрес эл. почты:

Адрес сайта:  https://school1-celina.nubex.ru/